Его величество - Танец!


Классический, народный, фольклорный, современный, бальный танец... Трудно перечислить все виды и направления танцевальных жанров. Если Ваш ребёнок занимется хореографией, то рано или поздно встают вопросы: Какие танцы он учит? Зачем в классе изучают одно, а танцуют на сцене другое? Что за   "странные танцы"  исполняют на конкурсах другие коллективы, а мы это искусство не понимаем или не знаем? Надеемся, что в этой рубрике Вы сможете найти ответы на некоторые свои вопросы.




Классический, бальный, народный танцы   более понятны зрителю, развиваются в нашей стране давно и имеют своих поклонников как среди мира хореографов - исполнителей, так и среди зрителей.


Современный танец - новое направление в хореографии, которое в России в последние 10 лет развивается особенно  бурно и завоёвывает сердца  всё большего числа преподавателей танца и исполнителей, как среди самодеятельных, так и среди профессиональных танцовщиков.  В нашем ансамбле  с 10 лет мы тоже изучаем основы современной пластики и используем эти знания в постановках концертных номеров.


В публикациях ниже Вы узнаете об основных положениях и правилах различных хореографических жанров.

 

 

История русских народных танцев.

 

 Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества?

 

В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы.



Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.


Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родины.

Историками принято считать, что различные трюки и прыжки, исполняемые танцорами в русских народных танцах, были выдуманы народом для того, чтобы согреться, ведь в основном все важные праздники отмечались зимой или осенью, когда заканчивались все земельные работы. Вот так и становилось тепло и душе, и телу! В нынешнее время русские танцы первоначального вида не практикуют на народных праздниках, теперь они стали сценической изюминкой и отличным способом зажечь зал.

Русские народные танцы были популярны еще в Древней Руси. Это веселые заводные хороводы, народные гуляния, которые широко применялись на различных ярмарках, увеселительных программах, праздниках Древней Руси. Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Это характеристика русского человека яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку. В основе этого танца лежат: кадриль, хоровод, пляска.

Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири — медведя. Русский танец требует энергичности от мужчин и величавости и кротко «плавающих» движений от женщины. Обычно русские народные танцы объединяют в себе большое количество людей, которые держатся за руки, венки или платки. В этих танцах и сопровождающей их музыке рассказывались целые истории народов, героев, царей, родины, страны и великой русской земли.

В древности большой популярностью пользовались танцы на плотах. Их исполняли ночью: по реке пускали венки с зажженными свечами, различные поделки из цветов и соломы, обычно такой своеобразный танец исполнялся в ночь на Ивана Купала (русский праздник). Этот вид танца также является своего рода ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе жениха. Они пускали на воду венки, плетенные своими руками, и кто из мужчин выловит венок и считался ее женихом.

Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.

На западе принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации.

В настоящее время русские танцы подобного типа не практикуют на праздниках. Народный древний танец плавно перешагнул на большую сцену.

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.



Русская пляска:


Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод,  импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Хороводы

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки в домах, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все народные предания говорят о былом, как о настоящем времени.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Пляски-импровизации:

Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", "Тимоня", "Валенки", "Болтушки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие.

Пляскам-импровизациям парни и девушки "учатся" с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

Игровые танцы:

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь).

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.

Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Русский народный костюм:

В воплощении народного танца большое значение имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.



 Сегодняшний день вносит современное видение в народный танец.

Успешно развивается новое направление - стилизованный народный танец.

Это вид искусства хореографии, в котором гармонично сочетаются истинно народные движения с элементами аккробатики, гимнастики и современной пластики.

Такая эклектика в хореографии позволяет донести богатство нашего культурного танцевального наследия до всех слоёв населения и даёт возможность молодёжи влюбиться в неповторимую красоту русского народного танца.



 Классический танец. Основные положения.

 

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга.

 Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой.

У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..

На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.


Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций. 

Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .
Экзерсис у опоры или на середине -Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене ) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

По материалам: http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/102-klass-tanec




Техники, разделы, термины современного танца.

 

Процесс обучения танцу

 

Целью занятий современным танцем является  укрепление психического и физического здоровья, ознакомление с историей развития танца модерн и его школ.  Развитие танцевальности, овладение техникой, развитие гибкости, координации, пластики тела. 

Освоение танцевальных навыков тесно связано с активизацией внимания, мышления, памяти, формирования самоконтроля, способов развития чувства ритма и такта.

В процессе обучения танцу возможно и необходимо использование импровизации  (когда танцоры изобретают движения непосредственно во время исполнения), ломаных движений.  Так же этому направлению танца присуще исполнение движений на полу, расслабленный корпус, нет конкретных позиций.  Танцовщик может иметь любой рост и вес.

 В ходе занятий раскрывается внутренний мир через своеобразную технику танца: выразительность движений, жестов, мимики, поз, осмысление своего тела в пространстве и понимание работы групп мышц, воспевание красоты и гармонии человеческого тела.

 

 

Основные разделы занятия                                

 Разогрев 

Основная    задача – привести    в  «рабочее» состояние мышцы и суставы тела, возможно сочетание упражнений выполняемых в быстром темпе с упражнениями в медленном темпе (движения для разогрева и развития подвижности  позвоночника, упражнения  stretch – характера, упражнения свингового характера для расслабления позвоночника и суставов)

 Партер 

Современный танец  использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали, движения на полу – существенная часть хореографии – это и разогрев, stretch («растяжка»), изоляция (во время движение одного центра, другие центры не двигаются) и упражнения свингового характера.

Кросс 

Передвижение в пространстве – шаги, прыжки и вращения.  Цель – развить танцевальность, координацию, ощущение стиля.  Наиболее импровизационная часть занятия, исполняется по диагоналям или по кругу.  Кросс может быть в различных манерах и стилях современного танца, таких как афротанец, латиноамериканский танец, со  всевозможными  падениями, перекатами    на полу, со сменой ракурсов, на месте или с продвижением в пространстве.

 Комбинация 

Главное требование комбинации – ее танцевальность, логика определенного рисунка  движения,  различных направлений и ракурсов, использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. 

Cooling down

Восстановление дыхания  - это  заключительная часть занятия.

 

Основные     техники       современного танца

Техника Грэм (Graham Technique) — техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894 —1991).

Техника Хамфри-Вейдман (HumphreyWeidman Technique) — техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920-1930-е гг.

Техника  Лимон (Jose  Limon Technique) — техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908—1972) в I половине XX века.

Техника Хортон (Lester Horton Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906—1953).

Техника Хоукинс (Hawkins Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909 — 1994).

Техника  Каннингхэм Cunningham Technique) — техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).  

Техника релиз (Release based  Technique) - техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца.  С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика.  В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы.

 

Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) - танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром.  Контактная импровизация является одной из форм свободного танца. 

 Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент.

 

Автор: Екатерина Гребенкина /Журнал "Хореограф", выпуск №2/.

 

 

 Словарь современного танца.

Современный танец заимствует у классического танца многие элементы и поэтому использует соответствующие термины на французском языке. Однако, поскольку многие направления родились в Америке, - в словаре вы найдёте англоязычные термины, которые широко используются в преподавании современного танца. 

Allonge

положение округленной или удлиненной руки 

Arch

арка, прогиб торса назад

Attitude

положение ноги, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении

Arabesque

поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 450, 600, или на 900, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска

Battement 

отведение и приведение ноги вперед, в сторону, назад

Battement tendu

движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн танце исполняется так же по параллельным позициям

Battement  tendu jete

Отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту 25° или 45°

Battement fondu

Движение , состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца, когда одновременно с demi-plie на опорной ноге закрывается колено «рабочей» ноги и прикладывается внутреннее, а затем внешнее ребро «рабочей» ноги – к опорной

Battement  developpe

Вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением

«рабочей» ноги по опорной

Bounce

трамплинное покачивание вверх-вниз

Body roll

группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»)

 

Boll change

смена ног

Circle

круговые движения руками, головой

Contraction

сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

Curve

изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперед или в сторону.

Change

перемена ног, рук

Demi-plie

«полуприседание» не отрывая пятки от пола

Drop

«сбрасывание» колена, тела через импульс. Падение расслабленного торса вперед и в сторону

En dedans

направление движения или поворота к себе, вовнутрь

En dehors

направление движения или поворота от себя или наружу

Flat back

наклон торса с прямой спиной

Flex

сокращение стопы, но иногда это понятие используется и для рук

Hop

маленький прыжок на одной ноге

Jump

прыжок с двух ног на две

Knee 

колено

Inside

внутрь 

Leap

прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону

Low back

округление позвоночника в пояснично – грудном отделе

Outside

наружу

Passe

проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passé par terre), либо на 45° или 90°

Point

вытянутое положение стопы

Prance

движения для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полупальцах»

Release

расширение объема торса, которое происходит на вдохе

Renverse

резкое перегибание корпуса в основном из позы attitude croise, сопровождающееся pas de bourree en tournant

Roll down

спиральный наклон вниз – вперед, начиная от головы

Roll up

обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием торса в исходную позицию

Rond de jambe par terre

круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола

Side stretch

боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево

Step

шаг

Step ball change

связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах

Step turn

классическое шене

Snake

«змея», волна через стороны

Shake

тряска

Slide

«скользить», затянутый шаг

Stretch 

растяжка

Swing

раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме

Pivot turn

как классический пируэт, во время вращения калено параллельно passé 

Tilt

угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 900 и выше

Tour chaines

переменный шаг на двух ногах, на полупальцах или на полной стопе в повороте

Turn

поворот, бывает спиральный и sport turn – на месте без продвижения (фотографически без preparation)

Twist

скручивание 2-х точек

Womb

собирание тела в позу «зародыша»

Zundari

движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад

 

Словарь предоставлен Екатериной Гребенкиной, /Журнал "Хореограф", выпуск №2/.