«ПЛЯСКАЧИ»

Мужская группа «Пляскачи»

организована в 2015 году в составе ансамбля «Солнышко» 

г.Краснознаменска.

 

OICGE3440  Цель создания:

всестороннее развитие

подрастающего поколения

юношей, основанное на

развитии физических,

музыкальных и танцевальных

способностей, координации,

формирование навыков и

качеств необходимых для

исполнения мужского силового

трюкового пляса.



 

Направления работы: OCEG3766

- формирование умения владения своим телом, чувствование ритма, развитие пластики движений;

- подготовка сознания и мышечной моторики к работе с оружием;

- нравственное и физическое совершенствование;

- формирование патриотизма на основе изучения культурных традиций  казачества  России.


 Мужской пляс - это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидностей русского мужского пляса существует две.

(https://my.mail.ru/mail/veronikamg/video/19/146.html ).

 

 

IMG_1168  Первая - это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Ее основы проходили все мужчины с раннего детства. Эта традиция подготавливала танцующего к элементам боя лежа, сидя и на корточках, поскольку особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовкой и получила дальнейшее развитие, например, у казаков в XIX веке, дойдя до наших дней. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину

В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

 

 

Другая разновидность - это «ломание» или «буза».

Всем известно выражение, идущее из прошлого: «Не бузи!» Но вот что оно обозначало мало, кто задумывается.

BTCJ3154  Буза - русское боевое искусство, распространенное в северо-западных губерниях России. Не имеет четкой структуры в обучении и элементах в отличие от восточных единоборств или бокса. Отличается разнообразием движений и отсутствием какого бы то ни было стиля. Условно Бузу можно разделить на боевой пляс, рукопашный парный и групповой бой, а также бой с оружием 

(https://my.mail.ru/mail/liubava_kot164/video/borbaslavjano-gorickaja/2205.html).

Название Буза так же не является единым для всей территории России, оно более распространено в северо-западных районах России, и именовалась по названию боевой пляски, под которую происходило ломание.

Эта разновидность пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Так же это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

WTYB1602  Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием так и без.

 

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырывался из горячих сердец в станичные и войсковые праздники.

(https://my.mail.ru/mail/ismailova_80/video/_myvideo/1.html).

 

MQNC9435 Таким образом, название группы «Пляскачи» является не случайным.

 

Оно вписано в контекст глубоких народных, особенно казачьих, традиций.



Обучение основам народного пляса, на наш взгляд, - это воспитание молодого поколения в духе становления личности - цельной и гармоничной; личности, которая глубоко понимает свою народную культуру, чтит память о славных подвигах казачьего братства и  развивает эту традицию в современных условиях.  

https://www.youtube.com/watch?v=0nUC7TOLOH0,

http://vk.com/video145729828_171310381.

 

 

 

 




Литература:

1. 7-е издание, посвящённое 175-летию со дня рождения В. И. Даля, отпечатано фотомеханическим способом с издания 1955 года, которое, в свою очередь, было набрано и напечатано со второго издания 1880−1882 гг. Тираж 200 000 экз. Т. 1-4. — М.: Русский язык, 1978.

2. Энциклопедия русских преданий //Грушко Е.А., Медведев Ю.М. М.:Эксмо-Пресс,2001.

3. http://www.v8mag.ru/section310/article3095.php

4. http://via-midgard.info/news/article/nasledie/slav/1490-boevoj-plyas-v-russkoj-tradicii.html