«ПЛЯСКАЧИ»

Мужская группа, организована в 2015 году в составе ансамбля "Солнышко" г. Краснознаменска

 

Пляскачи-ЯМм2 Цель создания:

- всестороннее развитие подрастающего поколения юношей, основанное на развитии физических, музыкальных и танцевальных способностей, координации;

- формирование навыков и качеств необходимых для исполнения мужского силового трюкового пляса.


Направления работы:

- формирование умения владения своим телом, ощущение ритма, развитие пластики движений;

- подготовка сознания и мышечной моторики к фланкировке саблями;

- нравственное и физическое совершенствование;

- формирование патриотизма на основе изучения культурных традиций  казачества  России.


Группы "Пляскачи" средние и старшие, танец "Али мы не казаки", 2021г. 

 

 

Мужской пляс - это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки.



Есть две основных разновидностей русского мужского пляса.

 

Поулице600

Первая - это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Раньше ее основы изучали все мальчики с раннего детства. Пляска вприсядку подготавливала танцующего к элементам боя лежа, сидя и на корточках, поскольку особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами.


Эта традиция была обязательной в подготовке всадников наряду с акробатикой, джигитовкой и получила дальнейшее развитие, например, у казаков в XIX веке, дойдя до наших дней. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

 

Другая разновидность - это «ломание» или «буза». Всем известно выражение, идущее из прошлого: «Не бузи!» Но вот что оно обозначало мало, кто задумывается.


Буза - русское боевое искусство, распространенное в северо-западных губерниях России. Не имеет четкой структуры в обучении и элементах в отличие от восточных единоборств или бокса. Отличается разнообразием движений и отсутствием какого бы то ни было стиля. Условно Бузу можно разделить на боевой пляс, рукопашный парный и групповой бой, а также бой с оружием.

 


Название Буза также не является единым для всей территории России. Оно более распространено в северо-западных районах России и именовалась по названию боевой пляски, под которую происходило ломание.


Эта разновидность пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Но движения в ломании это не исполнение приемов без партнера и не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца». Полное их число неизвестно, а приблизительно их от 7 до 15. Эти элементы соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.


IMG_1168

Однако, ломание от простой пляски отличается другим. Ломание бузы - это ломание ритма в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения, и в этом состоит еще одна ценность ломания в бузе: достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания, так как пляшущий находится в реальном мире, не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание. Преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием так и без.

 

Движения в боевом плясе могут быть как прикладными, так и условно-боевыми, развивающими ловкость и координацию. Поскольку боевой пляс это показатель боевого искусства и способ тренировки движений, наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров. Большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов. В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырываясь из горячих сердец в станичные и войсковые праздники.

 


Таким образом, название группы «Пляскачи» является не случайным. Оно вписано в контекст глубоких народных, особенно казачьих, традиций. Обучение основам народного пляса - это воспитание молодого поколения в духе становления личности - цельной и гармоничной; личности, которая глубоко понимает свою народную культуру, чтит память о подвигах казачьего братства и развивает эту традицию в современных условиях. 


Мальчики-пляскачи и преподаватель Евгений Васильевич Курилов. Праздник повязывания пояса:

MQNC9435



Литература:

1. 7-е издание, посвящённое 175-летию со дня рождения В. И. Даля, отпечатано фотомеханическим способом с издания 1955 года, которое, в свою очередь, было набрано и напечатано со второго издания 1880−1882 гг. Тираж 200 000 экз. Т. 1-4. — М.: Русский язык, 1978.

2. Энциклопедия русских преданий //Грушко Е.А., Медведев Ю.М. М.:Эксмо-Пресс,2001.

3. http://www.v8mag.ru/section310/article3095.php

4. http://via-midgard.info/news/article/nasledie/slav/1490-boevoj-plyas-v-russkoj-tradicii.html