ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА


depositphotos_80372426-stock-illustration-creative-minds

Правда ли, что дисциплина не дает развиваться творческой личности ребенка?


Среди родителей и педагогов творческих видов деятельности (рисование, лепка, хореография, пение, театр) бытует мнение, что дисциплина и правила поведения мешает развитию творчества у детей, сковывает свободу самовыражения.


Творческая фантазия детей безгранична, а правила поведения ставят ребенка в определнные рамки. Возможно ли сочетать творчество и дисциплину? По мнению современных психологов, творчество и вдохновение развивается у дисциплинированных и организованных людей. Особенно это важно для малышей с 3 до 6 лет. В этом возрасте о самодисциплине речь не идет. Только попадая в группу или коллектив с четкими правилами поведения, ребенок раскрывает свой творческий потенциал.


Российский психолог Я.А. Пономарев наблюдает в процессе творчества 4 этапа:

- первый, начальный, когда осознается творческая задача;

- второй, интуитивный, бессознательный поиск творчества;

- третий, воплощение творческих идей, когда рождаются поэтические строки, литературные и художественные образы, картины играют живыми красками, а тело находит точные движения в танце;

- четвертый, завершающий, когда требуется довести идею до совершенства. Создатель дополняет и дорабатывает песню, музыку, рисунок, танец, стихотворение.


v-tekst-13


Четвертый этап неосуществим без трудолюбия и дисциплины. Сколько творческих проектов так и остались в мыслях и фантазиях, потому что творцу не хватило сил завершить проект. Дисциплина помогает организовать себя - свои мысли, желания, действия. Дисциплина формирует волю, противостоит лени.


В каждом ребенке от рождения заложен особый творческий потенциал - способности и таланты. Развиться и оформиться талантам поможет дисциплина, которая по мере взросления перейдет в самодисциплину.


Автор статьи - психолог Марина Кострикина