Современный танец: его техники

 

Цель занятий - укрепление психического и физического здоровья, знакомство с историей развития современного танца и его школ. Развитие танцевальности, овладение техникой, развитие гибкости, координации, пластики тела.


Для освоения навыков в этом виде танца необходимы внимание, мышление, память, самоконтроль, чувство ритма и такта. Все это можно развить и усилить во время занятий. Преподаватели и ученики зачастую импровизируют на ходо - изобретают движения прямо во время исполнения. Можно двигаться на полу, включать в номер расслабленный корпус тела. Техника современного танца своеобразна: конкретных позици нет. Главное - выразительность движений, жестов, мимики, поз, осмысление своего тела в пространстве и понимание работы групп мышц, воспевание красоты и гармонии человеческого тела. Требований к телу артиста тоже нет - он может иметь любой рост и вес.

 

Основные техники современного танца

Техника Грэм (Graham Technique) — техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894 —1991). Через ее освоение проходят все танцовщики, изучающие современный танец. Для этой техники характерна работа с полом и использование сжатий в области живота и таза.


Техника Хамфри-Вейдман (HumphreyWeidman Technique) — техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920-1930-е гг. Падение и восстановление баланса:  позвоночник расслаблен и свободен, а движение идет за счет падения и подъема корпуса, то есть движение строится по синусоиде: движение – задержка в кульминационной точке и обратный возраст.


Техника  Лимон (Jose  Limon Technique) — техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908—1972) в I половине XX века. Основана на технике Хампри-Уэйдмана. Техника Лимона исследует использование силы и энергии применительно к гравитации и работе с весом в терминах падения, отдачи и восстановления баланса. Эта техника использует движение дыхания через тело, чувство веса и «тяжелой энергии» в теле, перемещение веса между различными частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое.


Техника Хортон (Lester Horton Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906—1953). Здесь идет расширение диапазона движений и развитие выразительных возможностей любого тела. Эта техника использует комплексную систему упражнений для всех частей тела, включая глаза и язык. Есть элементы индийского народного танца, яванского, балийского, африканского и японского.


Техника Хоукинс (Hawkins Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909—1994). Хоукинс соединил философское мышление и хореографию: ученики изучают взаимосвязь между движениями тела и повседневными объектами, например, находят сходство между вращением позвоночника и положением винтовой лестницы.


Техника  Каннингхэм Cunningham Technique) — техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919). Здесь главное -  архитектура тела в пространстве, ритм и артикуляция. Телу присуща «линия силы»,  которая позволяет двигаться легко и естественно. Большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из классического танца.


Техника релиз (Release based Technique) - техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц и использовании только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что дает большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы.

 

Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) - одна из форм свободного танца, в которой импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Часто это происходит в виде «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, меняя роли в любой момент.


Автор: Екатерина Гребенкина /Журнал "Хореограф", выпуск №2/.