РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ


РН танец

Русский народный танец - это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки со времен Древней Руси. Прообраз - это народные массовые пляски и гуляния, веселые и большие хороводы - все, что составляло неотъемлемую часть жизни русского человека. Без них не проходили ни один праздник, ни одна ярмарка. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях.

 

В основном народный танец был привязан к массовым праздникам, зачастую церковным. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других. Например, в ночь на Ивана Купалу (7 июля, летнее солнцестояние) проходили пляски на плотах. В этот вечер происходило массовое гуляние с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.

 

Особенности русского народного танца


Русский народный танец ни за что не спутаешь с другим. Это особенный вид колоритной хореографии. От мужчин требуется энергичность, мужественность и резкие движения, от женщин - мудрая величавость и плавность в каждом шаге. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежат сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Также для этого танца характерны яркие национальные костюмы.

 

РН танец 3

Не поддается счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.


В настоящее время русские танцы подобного типа не практикуют на праздниках. Народный древний танец плавно перешагнул на большую сцену. Сегодня успешно развивается новое направление - стилизованный народный танец. В нем сочетаются народные движения с элементами аккробатики, гимнастики и современной пластики. Такая эклектика в хореографии позволяет донести богатство нашего культурного танцевального наследия до всех зрителей.

 

Русская пляска


К русским пляскам относятся: хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня) и танцы, имеющие определенную последовательность фигур (кадриль, ланце).


В разных регионах нашей страны пляски имеют разный характер и манеру исполнения, носят обычно свое название, происходящее от названия местности или плясовой песни.


Русские пляски бывают медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, легкое кокетство, игра с платочком. Пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

 

Хороводы


Русские хороводы - один из самых древних танцев. Их водили в разных местах: на улицах и площадях поселений, на лугах и пустошах, в реках, озерах и даже на кладбищах. Подготавливаясь к праздничным хороводам, поселяне и горожане заранее созывали гостей, красили яйца, пекли караваи, пироги, варили напитки. Вне праздников девушки тоже могли водить хороводы - во дворах для развлечения, это были хороводы обыкновенные.

 

Кроме того, русские хороводы были распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Чаще всего люди танцевали весной и осенью.

 

Пляски-импровизации

 

Пляски-импровизации или пляски-соревнования - в них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Ранее пляскам-импровизациям парни и девушки учились с малых лет. Танцорам обычно не хотелось повторяться, делать то же, что делали другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

 

Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", "Тимоня", "Валенки", "Болтушки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие.

 

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

 

Игровые танцы

 

В этих танцах проявляется наблюдательность народа - либо о явлениях природы ("Метелица"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь"). Тут ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.

 

РН танец 4

Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусака.

 

Важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.